После многомесячных походов по
Индийскому океану и Красному морю
танкер «Владимир Колечицкий»
бросил якорь на внешнем рейде северойеменского порта Ходейда. Судно в полной
загрузке с его девятиметровой осадкой
из-за мелководья просто не могло подойти к причалам. До самого города
было не близко, и он просматривался только в бинокль. И это было очень хорошо, так как у
нас уже имелся богатый негативный опыт близкого общения с арабскими и
африканскими портовыми городами. Не
далее как неделю назад мы заправлялись
горючим на нефтяном терминале Адена и
понесли изрядный моральный урон от
мусульманских обычаев.
Темной и холодной ноябрьской
полночью экипаж ледокола «Илья Муромец», стоявшего на 36-м причале напротив
«Пентагона»*, был поднят по тревоге
- в одной из бухт на базе атомных
подлодок загорелась плавучая казарма. Я
в ту ночь был вахтенным помощником, и
вся кутерьма по вызову на борт командного состава и экипажа, запуску
гирокомпаса и двух двигателей легла на
нас с механиком и мотористами. Это была третья вахта в моей
еще короткой морской жизни и протекала она на редкость бурно.
Был у нас в 36-й бригаде такой славный
маленький пароходик – танкер «Россошанск». Раньше он исправно заправлял
горючим и водой боевые корабли в море, однако
из-за преклонного возраста бегал
сейчас только между маяками и дальше
бухты Стрелок не высовывался. По этой причине в его экипаж списывали моряков,
отличившихся на почве безуспешной борьбы
с зеленым змием и командный состав, сидевший «под колпаком» у комбрига за различного рода мелкие и крупные шалости. Этакий плавучий штрафбат.
В период несения боевых служб в
Индийском океане и Красном море нашему танкеру часто приходилось хаживать
Суэцким каналом. Разумеется, что заход в Канал всегда сопровождался
необходимыми формальностями со стороны египетских портовых властей. Таможенники, лоцман, еще
пара различных чиновников и, само собой, санитарный врач. Разумеется, в Суэце и
Порт-Саиде это были разные люди, но повадки у них были одинаковы. Небрежно поглядев в
медицинские документы и разные
свидетельства, напрашивались в амбулаторию и буквально вымогали
дефицитные лекарства, а то и что-нибудь из хирургических инструментов, не
брезговали хлопцы и флотской говяжьей тушенкой.
Появление нового старшего помощника стало на танкере неожиданным событием
- наш старина Петрович улетал в Таллин принимать
буксир «МБ-18», построенный в Финляндии, для его перегона во Владивосток. Новый
«чиф», после громогласного и жизнерадостного Петровича, выглядел непрезентабельно - невысокий,
лысоватый, немногословный, с хмурым лицом.
В машинном отделении на любом
крупном судне обязательно есть мастерская, где имеется токарный станок и,
разумеется, токарь, повсеместно
именуемый «точило». Обычно это высококлассный
специалист, потому что в море нужно уметь все: взять-то нужную деталь бывает
негде, а случается в длинных рейсах
всякое.
Танкер вспомогательного флота ТОФ
«Илим» подходил к Марселю, где на рейде нас уже ждал представитель принимающей
фирмы «ASMP» .Формальности не заняли много времени, и вот танкер уже
пришвартован к заводскому причалу. Сразу
же на судне появились главный
инженер и несколько мастеров - уточнять дефектные ведомости и определяться с
объемом работ. Контракт есть контракт - каждый день сверх контракта - минус
пять процентов от суммы оплаты. Так что время никто не тянул. Меня сразу
поставили вахтенным помощником и я,
нацепив повязку, стал возле трапа.
Пробившись сквозь завесу
неожиданно налетевшего тропического ливня, танкер «Владимир Колечицкий» малым
ходом втянулся на мелководный внешний рейд южновьетнамского порта Дананг и
встал на якорь. Промокшие до нитки матросы боцманской команды, нехорошо поминая
погоду, разошлись по кубрикам. Во мраке
тропической ночи сквозь струи дождя еле
проглядывали стояночные огни немногочисленных судов и мутное световое пятно в стороне города.
На стене моего служебного
кабинета уже много лет висит маленький
белый вымпел с трехцветным, похожим на российский, флагом, и гербом,
изображающим башню на вершине горы и надписью «Crna Gora». Это память о
нескольких месяцах, проведенных в маленьком
черногорском городке Биела, где
наше судно проходило капитальный ремонт на судоремонтном заводе «Велько
Влахович».
В последние время много пишут о том, что тараканы - это чуть ли не
древнейшие существа на Земле, которые могут выжить везде и всюду. Не берусь
этого утверждать либо опровергать, но на пароходах эти твари, особенно в тропиках,
себя чувствуют великолепно. И если на ледоколах они базируются в основном на камбузах, то с
приходом в тропики оккупируют весь
пароход, до капитанского мостика включительно, и мигрируют по палубе стройными рядами и колоннами.