Описанные ниже события имели место
на Черноморском флоте. Конец 90-х был для него очень трудным временем. Да,
денег действительно не было. Но флот их изыскивал. Где угодно и как угодно. Шло
время, и ЧФ как-то незаметно сам для себя стал все активнее «подниматься с
колен». В начале апреля 2003 года флот
впервые с давних времен снимался с бочек для броска аж в Индийский океан. В
дальний поход уходили без особой помпы. Шли не в гости. Шли на работу. Первыми Босфор 10 апреля миновали
танкер «Бубнов», буксир «Шахтер» и БДК «Цезарь Куников» с усиленной ротой морской
пехоты на борту. Не обошлось без приключений. Перед самым мостом Ататюрка из-под
восточного берега выскочил турецкий патрульный катер и по УКВ потребовал от
нашего большого десантного корабля застопорить ход, чтобы принять на борт
осмотровую группу. - Совсем нюх потеряли! - не выдержал командир «Куникова» кап-два Сергей
Синкин. И приказал следовать прежним курсом. Катер забежал вперед. Продолжая
назойливо требовать от БДК застопорить ход, замер, загораживая собой путь к проливу Дарданеллы.
- Он нам еще и борт подставляет,
гад… - желчно обронил Синкин. И сыграл
боевую тревогу. Миг - и экипаж разбежался по боевым постам. На
палубе залегли морпехи с оружием. 57-мм пушка весело подмигнула потомкам янычаров
своими спаренными стволами. Новый приказ с катера лечь в дрейф
прозвучал уже как-то неуверенно. БДК в ответ отсигналил «Не мешайте моим
действиям». Расстояние между высоченным носом «Куникова» и низеньким планширем
патрульника неуклонно сокращалось. Наконец, когда до неумолимо надвигающейся
4000-тонной туши русского десантника оставалось меньше полукабельтова, турки врубили
полный ход и, не попрощавшись, унеслись к Босфору... Сутки спустя Мраморное море
проходила «Москва» с СКРами «Сметливый» и «Пытливый». Крейсер и сторожевики
досматривать уже никто не пытался. Зато стоило отряду покинуть
турецкие территориальные воды, как на пересечку курса идущего головным крейсера
бросился невесть как забредший в восточное Средиземноморье португальский фрегат
«Васко да Гама». И засигналил, и засигналил!.. - Чего он там? - поинтересовался командир «Москвы» каперанг Щербицкий.
Поинтересовался шепотом, чтобы не
разбудить перенервничавшего за время прохода проливов, а теперь со смаком
храпевшего в командирском кресле контр-адмирала Евгения Орлова. - Запрашивает чего-то, - ответили сигнальщики. - «Чего-то» это чего? - кэп начал медленно закипать. - Никак не разберем, тащ командир. - Ругал я вас мало, - прошипел
каперанг, тоскливо шаря глазами по мостику в поисках с кем бы посоветоваться. Будить замкомандующего флотом не
хотелось до смерти. Щербицкий потеребил себя за нос и придумал: - Переводчика на мостик. - Есть переводчика на мостик! Щербицкий с опаской посмотрел на
завозившегося в кресле и зачмокавшего губами контр-адмирала: - Да тише вы, ироды. - Есть тише! - Блин... - Есть!
Капраз как раз собрался кратко, но
емко выразить свою мысль о непонятливости подчиненных, когда с воплем «Прошу
разрешения подняться на мостик!» нарисовался переводчик. - А? Чего?.. - вскинулся в кресле
замкомфлота. Кэп в немой муке воздел очи к
подволоку и стиснул зубы. Через пару минут с помощью
переводчика разобрали-таки запрос португальца. - «Что за груз у вас на борту?» - вслух
повторил Орлов. Тупо посмотрел на Щербицкого: - Они там что, совсем охренели?! Поскольку вопрос был явно из
разряда риторических, ответа контр-адмирал не дождался. Впрочем, он на него и
не рассчитывал. Отоспавшийся замкомфлота почувствовал внезапный прилив
адреналина и острое желание насмерть постоять за честь родного флага. - Вот уроды, а? - контр-адмирал не
глядя по сторонам, протянул руку, в
которую тут же вложили бинокль. Придирчиво изучив силуэт
по-прежнему маячившего впереди португальца, Орлов от вопросов перешел к
утверждениям: - Точно - уроды. Дожили. Докатились.
Не успеешь в море выйти - к тебе уже лезет всякая мелюзга. Прямо в карман… - Так точно, - счел нужным поддакнуть капитан
первого ранга, чем сразу вызвал со стороны контр-адмирала самое пристальное
внимание к своей персоне. - Ну, Александр Владимирыч, чего отвечать будем
супостату? - Э-э-э-э... Товарищ контр-адмирал,
фрегат у португальцев новенький, команда - тоже. Могли и напутать. Разрешите поднять
«Зулу» – «Лиму»? - Добро. «Москва» - «Да Гаме»: «Ваш сигнал принят, но не понят». Теперь задумались уже на фрегате.
Однако спустя пять минут повторили свой первоначальный запрос. На крейсере продублировали свой
ответ: «Ваш сигнал принят, но не понят». Через минуту все та же «Да Гама» - все
той же «Москве»: «Что за груз у вас на борту?». - Ну, это уже хамство! - бушевал на
крейсере Орлов. - Да что они там о себе возомнили, колумбы херовы?! Да я их...
Сигнал на фрегат: «Пошли…». - Товарищ контр-адмирал, разрешите
обратиться? - ожил переводчик, разом взопревший от мысли о возможных
последствиях орловской эскапады. - Ну? — недовольно буркнул
замкомфлота. Сам удивляясь своей решительности и
красноречию, переводчик (всего-то старший
лейтенант!) в изумительно обтекаемых выражениях начал объяснять контр-адмиралу,
что так дела не делаются. Что нахамить иностранцу любой дурак может. А вот аргументировано
настоять на своей правоте может далеко не каждый. Что культурнее тут, за
границей, надо. Культурней. - Культурней? —Кхм... - контр-адмирал набычился, как мальчишка,
который после драки оправдывается: «он первый начал». - Культурней, говоришь? Ну, раз культурней...
Вот ты, старший лейтенант, раз такой умный, ответь: о чем говорят культурные
люди, когда им лялякать не о чем, но обидеть друг друга не хочется? - О погоде, - ляпнул первое пришедшее в голову
переводчик. - Отлично, - едко ухмыльнулся замкомфлота. - Александр
Владимирыч, запрос на фрегат: «Какая погода в Португалии?». - А если откажутся отвечать?.. - Тогда сразу посылай подальше… Португальцы от вопроса явно выпали
в осадок не меньший, чем Орлов от их запроса про груз «Москвы». Минут тридцать
«колумбы херовы» напряженно консультировались по спутниковой связи с
Лиссабоном. За это время отряд кораблей Черноморского флота успел оставить
«Васко да Гаму» далеко за кормой. Наконец через полчаса португальцы вышли на
связь с русским флагманом и сообщили: «Средняя температура по стране - плюс 16
по Цельсию». - Что ответить, товарищ
контр-адмирал? - «Так держать!» Больше португальцы на связь не
выходили... А Евгений Орлов по итогам похода в
том же году был произведен в вице-адмиралы.