В последние время много пишут о том, что тараканы - это чуть ли не
древнейшие существа на Земле, которые могут выжить везде и всюду. Не берусь
этого утверждать либо опровергать, но на пароходах эти твари, особенно в тропиках,
себя чувствуют великолепно. И если на ледоколах они базируются в основном на камбузах, то с
приходом в тропики оккупируют весь
пароход, до капитанского мостика включительно, и мигрируют по палубе стройными рядами и колоннами. Истребление их (особенно в
условиях кондиционирования) - задача практически невыполнимая, так как тогда хлорофосом приходится дышать всем. Но
острый ум моряков, отточенный в дальних
походах, помимо неэстетичного физического
истребления тапочком, придумывал и
разные хитрые ловушки. Например, обычная литровая банка, намазанная изнутри тонким
слоем сливочного масла с приманкой из сыра и колбасы внутри,
работала великолепно и бесшумно - тараканы, залезая внутрь, не могли выбраться
обратно, так как лапки скользили по маслу. И когда их в банке накапливалось больше
половины, оставалось только изящным жестом
вытряхнуть банку в иллюминатор. А уж на камбузе счет банкам шел на
десяток за ночь. Иногда с партией фруктов, полученных в Сингапуре или
Коломбо, на пароход попадали здоровенные (со спичечный коробок) и
агрессивные мадагаскарские тараканы. Они
быстро прорежали популяцию наших
меланхоличных прусаков, щелкая их челюстями как орешки. Но потом и сами становились настоящим бедствием - кусались и
грызли все, что попадалось на пути. Тогда, презрев эстетизм, им объявлялся
судовой джихад, и по пароходу
повсеместно слышались азартные крики и мокрые шлепки.
Однако и тараканы иногда
становились развлечением в длительных
плаваниях. Однажды второму механику Семенычу пришла в голову мысль пометить
«своих» тараканов. Отловив с десяток особей, он кисточкой он на их
спинки нанес пометки краской. Дурной пример, как известно, заразителен, и
вскоре разноцветные тараканы стали мелькать повсюду, ибо каждый штурман и механик считал своим долгом пометить
тараканов, живущих в его каюте. Появились даже
псевдонаучные теории о путях
миграции тараканов в межкаютном пространстве. Матросы и мотористы, живущие в
кубриках, к вопросу идентификации тараканов отнеслись индифферентно,
предоставив это начальству. Капитан
тоже, до поры до времени, не обращал
внимания на развлечения комсостава, мудро исповедуя принцип: «Чем бы моряк не
тешился, лишь бы баб не просил!». Пока не наткнулся в коридоре на четвертого механика, который
тащил за собой здоровенного мадагаскарского таракана на длинной ниточке,
приклеенной к спинке. - А это мы с Джеком на прогулке, –
радостно заявил юный механик, наивно глядя на побагровевшего капитана простодушным
детским взглядом вчерашнего «ломоносовского» курсанта. - Я вам покажу прогулки, – рявкнул
кэп и приказал мне незамедлительно провести тотальную дезинсекцию. Залив все каюты и помещения
хлорофосом, и изрядно надышавшись его
парами, я доложил капитану об исполнении. Затем на судне началась большая
приборка. Дохлые и полуживые тараканы выметались кучами. Слава богу, что они
кричать не умеют, а то бы разыгрались душещипательные сцены. Эксперимент был
закончен, на нашем судне более не повторялся, но еще не раз его отголоски
слышались в нашей бригаде - не мы одни
до этого додумались.