Воскресенье, 23-07-2017, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Делу - время,
а потехе - час

Реклама на сайте
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Морские истории » Рассказы Николая Курьянчика

Тренировка по специальности

            Николай Курьянчик

      Тяжело в ученье - легко в бою.
    Генералиссимус Суворов

      Мастерства у экипажа было предостаточно. Лодка второй год гордо несла Военно-Морской Флаг СССР, но до боевых походов было еще, как до Луны. А значит, настоящего боевого мастерства формально не было. Почему-то принято боевое мастерство экипажа мерить количеством автономок, а это не совсем верно. Пик мастерства приходится именно на Госиспытания, когда экипаж укомплектован на все 100%, когда он весь прошел сквозь горнила Учебного Центра, заводских стапелей, достроечной базы, заводских и государственных испытаний на всевозможных режимах. И начинает оно падать с уходом первого члена экипажа нового формирования, прошедшего через все это.
    Такова жизнь. Может, дисциплина прихрамывает; может, дерзости с избытком; может, внешний вид не так зачухан... Но максимум боевого мастерства приходится именно на завершение Госиспытаний. Лодка была головной в золотой серии "черных принцев" - самой массовой из атомоходов (46 корпусов!), "Victor-III", а по-нашему - проекта 671РТМ. Она должна была пройти глубоководные испытания погрузиться на расчетную глубину. Не велик подвиг (на расчетную глубину погружаются только лодки головной постройки), но для обеспечения безопасности экипажа по инструкции нужно было к аварийно-спасательным люкам отсеков-убежищ (первый и шестой) пристыковать спасательные контейнеры.
    Опять же - ерунда, но на всем огромном Флоте СССР (как по количеству, так и по тоннажу) было всего два (!!!) таких аппарата. А флот в то время, несмотря на достигнутый количественный паритет, продолжал расти и размножаться, как бациллы чумы. Вот и стала потенциально боевая единица заводской лодкой обеспечителем, обеспечивая все заводские испытания ремонтирующихся и модернизирующихся ПЛА. Их было тоже немерено, а посему из морей не вылезали по полгода.
    Правда, выходы были короткими, но зато непредсказуемыми - от недели до полмесяца. Ввод-вывод, отход-подход стали делом привычным и обыденным, как отправление естественных надобностей. Но - лиха беда начало. Головному РТМу не хватило места у пирса! Его ввели (в смысле, энергетическую установку) и вытолкнули на рейд бухты Большой Камень, а на его место поставили очередной достраивающийся "заказ" из Комсомольска-на-Амуре. Что называется, "извини-подвинься"... Одно дело - когда ты в море, вдали от берега, в подводном положении и занят делом. Ну, надо - так надо. И совсем другое - на рейде бухты посередине лета. И погода, как нарочно - ни облачка, ни дождичка, ни ветерка. "Лето, а-ах, ле-ето!!!" - орет Пугачева в самом соку из заводских динамиков во время обеденного перерыва. В перископ и в морской бинокль хорошо видна публика, идущая на "контрагентский" пляж - в основном, "мамки".
    - Как-кая пошла-а!.. - на время потеряет всякий интерес к службе вахтенный офицер.
    - Отойдите от перископа! Не ломайте дорогостоящую матчасть! - шуганет штурман сексуальных маньяков, готовых просто влезть в эту самую матчасть.
    - Начать тренировки по специальности! - грозно прорычит динамик корабельной громкоговорящей связи. Это означает: всем разойтись по своим боевым постам и командным пунктам. А там - ничего интересного, они за время несения вахт изучены до мельчайшей царапины. Вечером из ресторана "Восток" и из кафе "Бригантина" - все то же "Ле-ето! Ах, ле-е-ето!!!"
    Жизнь тянулась по береговому распорядку дня - кроме БЧ-5, несущей вахту на введенной ГЭУ и вахтенных офицеров на якоре. Днем, вопреки распорядку дня, народ лез из недр ядерного исполина, как поганки после дождя. Старпом смертельно уставал и срывал голос командой "Всем вниз!", натравливал на это дело вахтенных офицеров, но они уже были бессильны против остальных офицеров (а это больше трети экипажа). При подходе вахтенного офицера они отправляли вниз своих подчиненных - мичманов и матросов - а сами беспечно дожидались вахтенного начальника.
    - Всем вниз! - грозно рычит вахтенный офицер, подойдя вплотную, но никакого шевеления не происходит. - Что, не слышали?!
    - Не-а. Это ты кому так красиво командуешь? Всем? Давай еще.
    - Мужики, меня же старпом...
    - На то он и старпом, на то она и служба. А ты как думал, нацепил повязочку и все? А вот у вахтенного офицера на якоре еще пистолет должен быть. Или не доверяют?
    - Мужики, уйдите! Сейчас же тренировки по специальности! - канючил молодой инженер-гидроакустик, в первый раз заступивший "якорным офицером".
    - Отцепись. Или ты со своим старпомом уже совсем того? Мы подвахтенные. Тебе вечером меняться, а нам заступать через четыре часа, - пытался урезонить рьяного служаку КИП-овец, уже капитан-лейтенант.
    - Все, отвали. Если старпому что-то непонятно, пусть сам подойдет, я объясню, - урезонил юного офицера комдив-раз, капитан 3 ранга. Он обсуждал с партгрупоргом своего дивизиона (как раз КИПовцем) повестку дня партсобрания - повышение дисциплины несения вахты.
    - Слушай, давай устроим второй смене внезапную тренировочку по специальности? По срабатыванию АЗ? Ты сможешь сбросить защиту по какому-нибудь сигналу, не подходя к прибору и не заведя стрелку за уставку?
    - Легко.
    - Тогда - вперед. А то они там совсем оборзели: на приборы не смотрят, один ножик вытачивает, другой дробь раскатывает. Представляешь?
    - Еще как! Я им устрою... светопреставление...
    - Давай. Сбросишь - и сразу выскакивай наверх незаметно. Лучше через третий. А я спущусь через шестой и их там распетрушу!..
      На Пульте управления ГЭУ блаженствовала вторая боевая смена: командир турбинной группы (КТГ, или КГДУ-6), командир реакторного отсека (КГДУ-3) и инженер КИП ГЭУ - все уже капитан-лейтенанты одного года выпуска. Лодка на якоре, реактор на стационаре, ГЭУ в ТГ-режиме... ничего не происходит, как в автономке. Турбинист и на самом деле изготавливал нож, КГДУ-3 снаряжал охотничьи патроны, а инженер КИП решал шахматную партию. Прошмыгнувшего вниз "главного автоматчика" никто не заметил.
    - КИП, ты сможешь поуправлять установкой минут пять-десять? - вдруг нарушил идиллию реакторщик.
    - Что, посидеть? - оторвался от шахматной партии инженер КИП. - Да элементарно. Тут и полный идиот справится - сиди и ничего не трогай...
    - Во-во, это как раз для КИПовцев, - подал голос левый оператор-турбинист. У КИПовцев и управленцев шел извечный спор: кто нужней, кто важней и кто больший бездельник. Спор был демагогическо-диалектический, а посему и неразрешимый, вечно живой - как идеи марксизма-ленинизма.
    - Да ладно, ты-то хоть не отвлекайся от управления, а то пальчики порежешь об свой тесак...
    - Стоп, мужики, не заводитесь, - опять заерзал в кресле реакторщик, - ты посиди, а то мне в седьмой надо... по делу... срочно...
    - Что, понесло?
    - Угу. По всей видимости, камбалы недожаренной переел. Перед вахтой.
    - Камбалой? Разве на обед была камбала?
    - А мне кокшата по спецзаказу поджарили, свой улов им отдал...
    - Хорош спецзаказ! Так тебе и надо.
    - Короче, садись и ничего не трогай. Я полетел в гальюн седьмого. Включи "каштан" на "Седьмой, низ", если что - я здесь.
    - Давай, лети. А то еще прямо тут, на Пульте разродишься...
    - Я быстро, - и исчез, как привидение.
    - "Спецзаказ", - хмыкнул КИП-овец, усаживаясь в кресле поудобнее. Но при введенной установке оно казалось не таким уютным, кололо ответственностью - чем черт не шутит? А черт в лице КГА - командира группы автоматики - уже уместился напротив ящика блока "АЗ", открыл крышку и наугад прижал ладонью несколько "пятачков" реле сигналов АЗ - аварийной защиты реактора. "Пятачки" прилипли, но... все тихо!.. Не рубанулся с грохотом генераторный автомат правого борта - АГ-1, нет ни звонка, ни ревуна. "Не сбросил... что за чертовщина? Как же я забыл, забыл!", - и придавил "пятачок" звукового реле. Заревело, зазвенело, но автомат по-прежнему не отключался. А должен! "Интересно, что там сейчас творится, за переборкой? Наверно, заметили, задергались... Боже, как я отупел! Ведь все сигналы АЗ идут через питание обмоток магнитных усилителей! Надо предохранитель питания передернуть, и АЗ пройдет вообще без сигналов!.." - и дерг предохранитель!
    Бабабах, вззззззз!!! - отключился АГ-1. "Ну, все. Мавр сделал свое дело".
    - Пятый, Пульт! Выйти на связь! - запульсировало переговорное устройство.
    "Да, тикать придется опять через шестой. Если заметят, сразу догадаются, чей номер был..."
    - Ну, что, сбросил? - спросил комдив-раз, уже наверху.
    - Да. Только попотеть пришлось. Сам отупел - сперва выдал световые сигналы, потом звук, а потом уже АЗ свалил на правом борту, но уже без сигналов...
    - Взводят?
    - Пашут во всю ивановскую, даже меня не заметили.
    - Как думаешь, догадались, чьих рук дело?
    - А черт их знает. По идее, должны чтось неладное заподозрить.
    - Добро... молчим. А то народ опять наверх полез на перерыв. И в Центральном - ноль эмоций... Ведь должны же сыграть "учебную" при срабатывании АЗ!
    - Так в Центральном, наверняка, как отключили сигнализацию при комплексной проверке перед вводом, так до сих пор ШР не подключен (ШР - это штепсельный разъем).
    - А чье это заведование, твое или инженера?
    - Инженера. Хотя, ШР, как вахтенный инженер-механик, и вы могли подключить.
    - Ладно. Я вот думаю - стоит мне идти на Пульт, раздолбать их за АЗ?
    - Смотрите сами. Наверно, не стоит. Они свое схлопотали. Сейчас режим восстановят, инженер вылезет и сам все расскажет. Ведь даже ложное срабатывание АЗ - это не шутки. - Ага... Кстати, не помнишь, какой у нас там был рекорд взвода на заводских, когда при переключении 400 герц всегда АЗ падала на обоих бортах? Кажется, пять минут? Вот, все. Если через пять минут не доложат, сам и спущусь.
    Точно, через пять минут на надстройке, нервно озираясь, появился взлохмаченный инженер КИП, без пилотки и без ПДУ, которое каждый подводник обязан постоянно таскать на поясе, не снимая. Комдив-раз обратился к нему по фамилии, налетев коршуном.
    - Ты же на вахте! Почему без пилотки, без ПДУ? Случилось что-нибудь?!
    - Да нет... все нормально...
    - Тогда приведи себя в порядок, пилотку хотя бы одень. А вообще-то, твое место - внизу. Совсем оборзели!
    Инженер обиженно снял пилотку с офицера-вычислителя (который не был подчиненным КД-1), придавил ею взлохмаченные волосы и - жестом - к КГА, мол, подойди, поговорить надо. Тогда комдив-раз обратился по имени-отчеству, придираясь:
    - Чего ты гримасничаешь? Если что случилось, то подойди и доложи нормально, как положено.
    - Ничего не случилось! Просто надо проконсультироваться по специальности.
    - Хорошо, консультируйтесь быстрее, и на Пульт пойдем.
    Два КИПовца отошли чуть в сторонку - и вполголоса:
    - ...........ич, ты с автоматикой сейчас что-нибудь делал?
    - Я вот уже целый час слушаю нытье начальства по поводу падения дисциплины при несении вахты, уши распухли, требует партсобрания... А что случилось?
    - Вот слушай, может быть такое? Сначала втихую груда предупредительных световых сигналов, без звука выпала. Только снял - звонок с ревуном, но уже без световых! Снял звонок - тут же сработала АЗ правого борта. Если не твоих рук дело, то может ли быть такое?
    - Хм... раз было, значит, может. А чего это ты рассказываешь как оператор? Ты, что ли, на правом борту сидел?!
    - Потом как-нибудь расскажу. Теперь-то что делать?
    - "Что делать"... Надо прозвонить цепи прохождения сигналов. В первую очередь - ШРы на блоке "АЗ" и соединительных ящиках. Где-то замыкает. Ну, и проверить, обжать предохранители питания блока "АЗ" - может, дергал какой малохольный.
    - Так ведь установка взведена!
    - Ясен перец. Когда выведемся, тогда и посмотрим. Проведешь полный ППО-ППР - ф а к т и ч е с к и - и запишешь все в журнале и в формуляре...
    - "Ясен перец"... Сейчас-то что делать?
    - А ничего. Появится еще раз - будем думать. Может, придется борт выводить. Что, управленцы развонялись?
    - Хм, почти в точку. Но не по материальной части...
    - Так, ладно!!! Хватит шушукаться при живом комдиве! Совсем оборзели! Давай, докладывай, что там? Всякое укрывательство приводит к печальным последствиям и является воинским преступлением. Или мне по - новой принять зачеты по уставам?! - наседал комдив-раз, подошедший к "автоматчикам".
    - Даже не знаю... и смех, и грех...
    - Вот и покайся.
    - Договорились - не докладывать...
    Было видно, что инженеру самому хочется рассказать, но что-то его сдерживает.
    - Ладно, колись. Если управленцы будут вякать, скажи, что я грозил объявить оргпериод. Совсем оборзели! А может, и в самом деле - объявить?
    - Эх!.. так и быть. Проявим партийную принципиальность. Вы ж мне рекомендацию в партию давали... Слушайте, как было. Почти без купюр. "Сидим на вахте и тупеем - стационар. Вдруг реакторщик заерзал - КИП, посиди минут пять, мне в седьмой по делу срочно! Оказывается, он камбалы свежей недожаренной переел - кокшата ему втихаря поджарили, по спецзаказу. Вот жучара! Ладно, думаю - чего проще? Сел, сижу. И как-то колко да неуютно сразу стало, тоже будто камбалы переел... хотя обед проспал. Вдруг АЗ сработает? Что делать? Из башки все напрочь выскочило. Вот на своем месте, у кондиционера - все понятно, все видно, и ошибки операторов... А тут все стало... по-другому. Ладно, думаю, не паникуй, все обойдется - пятый день на якоре, и ничего, а тут за пять минут что-то случится. Для понту развернулся, гляжу на противоположный борт. И вдруг турбинист - эй, Мичурин! (инженер был из Мичуринска), ты что на мой борт пялишься? Смотри, что у самого творится! Глядь - матерь Божья!!! Аварийные световые сигналы гроздьями висят. - А почему звука нет? И защита не срабатывает? - стращает турбинист. - Матчасть неисправна? Бросай АЗ от кнопки! Господи, думаю, зачем же Ты меня так не любишь, я такой же коммунист и безбожник, как все. Стоило сесть за Пульт на какие-то пять минут, и - нате... Но вида не подаю, говорю спокойно - Да это ложное, или в ШРе, или в соединительном ящике чего-то творится. Жму кнопку "Снятие СЗС" - все исчезает. Ф-фу ты... Из седьмого - стенание: Пульт! Пульт! у вас все нормально? Турбинист успокаивает - да вроде бы, страдай дальше. И вдруг - ни с того, ни с сего - звонок с ревуном, но без световых сигналов. Я на кнопку - все стихло... - Во, блин! - это турбинист издевается. - По подразделениям твоя матчасть работает - сперва свет, потом звук. Смотри, сейчас АЗ грохнется. - Пульт! Все нормально? У меня второй заход... - кряхтит реакторщик из седьмого, из гальюна. А турбинист не унимается: - Давай, давай! Скоро на твоем борту третий приступ начнется! и, как подтверждение - бррррррр! - звонок с ревуном, я башкой только верчу стержни АЗ внизу, АР и КР тоже вниз прут, пусковая аппаратура подключилась... - Чего сидишь? Третий заход? - турбинист меня из ступора выводит. - По какому сигналу сработала? Я: - Да ни по какому! Он: - Так хрена сидишь?! Подхватывай решетки, прикрывай питательный клапан, ключ "Пуск" ставь в "работу" и начинай АЗ взводить!.. И тут страдалец вбегает: Что, что у вас тут случилось?! Турбинист: - У нас на вашем долбаном борту защита упала от ваших приступов в гальюне по спецзаказу... А у вас что случилось? Штаны-то, штаны где? Хотите - верьте, хотите - нет: приперся на Пульт без порток..." - Комдив-раз и КГА начали расплываться в улыбках. - Я их у трапа шестого отсека бросил. Ввели эти дурацкие веревочки вместо резинки, я при первой схватке кончик выдернул... сами понимаете, вставлять некогда. До шестого еще руками придерживал, а там трап вертикальный, и у вас тут хрен знает что творится. Стоит недопущенного КИПовца посадить за Установку... Я говорю: - Не у нас, а у вас. Спецзаказ... Он говорит: - Ты, ладно, КИП, не сердись. Давай, сяду. Так... все понятно... Сходи, пожалуйста, в шестой за портками. Там, внизу, у трапа валяются где-то, а то вдруг еще кто из начальства припрется..."
    - И принес?
    - Еще чего не хватало.
    Комдив-раз еще шире расплылся в улыбке:
    - Так он что, так до сих пор без штанов и сидит?
    - Наверное. Может, кого из вахты пошлет, или на Пульте что-нибудь подыщет.
    - А режим восстановили?
    - Так точно, как восстановили, так сразу я и вышел...
    - Пошли, быстрее! Вот я его сейчас...
    А устроить разнос по полной схеме не удалось. Внизу у вертикального трапа действительно валялись брюки "РБ" кого-то из реакторного отсека с соответствующей белой маркировкой. Но КГДУ-6 на Пульте был уже в каких-то заводских - коричневых, неуставных - но штанах... Вот жучара! Доклад комдиву, как положено: замечаний нет! Записей в вахтенном журнале Пульта в течение последнего часа - никаких. Безобразие, конечно! Но - в норматив восстановления режима по внезапной вводной уложились, еще и перекрыли почти в два раза. Мастерство - оно либо есть, либо его нет. Его не купишь, не пропьешь и не прос... Да-да, и не проспишь!  

Категория: Рассказы Николая Курьянчика | Добавил: cap2 (29-06-2013)
Просмотров: 843 | Теги: мастерство, тренировка, подводник, лодка, комдив | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться с друзьями
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Нравится ли Вам современный юмор
Всего ответов: 395
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск