...не скажет ни камень, ни крест, где легли во славу мы Русского
Флага...
Об авторе Николай Николаевич Курьянчик окончил высшее
военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского (г. Ленинград).
Большую часть своей службы провел на Камчатке. Был инженером КИП, командиром
группы автоматики главной энергетической установки головной атомной лодки
проекта 671РТМ, командиром дивизиона
живучести, командиром боевой части 5 на лодке проекта 971 "Барс".
Много раз был в автономном плавании. Службу закончил старшим преподавателем
цикла борьбы за живучесть подводной лодки в 25-м учебном центре в поселке
Рыбачий (Камчатка) в звании капитан 1 ранга.
Сейчас работает в г. Вилючинск тренером по парусному спорту в детской
спортивной школе.
В свободное время пишет рассказы про тех, кого он хорошо знает – про
подводников.
В конце перестройки все начало падать и разваливаться - и выплавка стали, и
боеготовность флота, и надои молока, и урожайность полей... Вот уже десятый
месяц обрастал ракушками у пирса No 10 пятьсот тринадцатый заказ - атомная
подводная лодка.
- За это время можно выносить и родить вполне здорового подводника, - возмущался
командир дивизии.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
большевистский лозунг
- Ну, твою мать, только этого мне не хватало на мою седую голову!
Командир кривил душой. За долгие годы подводной службы волосы начисто покинули
командирскую голову, так и не успев поседеть. Правда, лысина слегка
прикрывалась "вороньим гнездом" - этакой прической, где волосы для
маскировки брались с висков и затылка. Командир экипажа атомной ПЛ возвращался
в свой спальный вагон с пол-бутылкой водки, изъятой у матросов. Экипаж следовал
на межпоходовую подготовку железнодорожным транспортом из Владивостока в
Обнинск. Такое "счастье" свалилось на седую голову впервые. Обычно
летали с Камчатки самолетом. А тут экипаж с головной лодки застрял в Приморье в
Большом Камне. Наступил долгожданный отпуск, а за ним пришла директива, в
которой вид транспорта смутно угадывался в лаконичной формулировке:
"экипаж отправить в полном составе установленным путем... срок
прибытия..." - поездом, короче.
Тяжело в ученье - легко в бою.
Генералиссимус Суворов
Мастерства у экипажа было предостаточно. Лодка второй год гордо несла
Военно-Морской Флаг СССР, но до боевых походов было еще, как до Луны. А значит,
настоящего боевого мастерства формально не было. Почему-то принято боевое
мастерство экипажа мерить количеством автономок, а это не совсем верно. Пик
мастерства приходится именно на Госиспытания, когда экипаж укомплектован на все
100%, когда он весь прошел сквозь горнила Учебного Центра, заводских стапелей,
достроечной базы, заводских и государственных испытаний на всевозможных
режимах. И начинает оно падать с уходом первого члена экипажа нового
формирования, прошедшего через все это.
...и вошед в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих...
от Луки, 19 – 45
ПУ ГЭУ - пульт управления главной энергетической установкой на атомной
подводной лодке - место особое. Это вторая неофициальная столица (после
Центрального), это государство в государстве, это казацкая вольница окраины.
Опытный подводник, заглянув на Пульт ГЭУ, сразу определит степень боеготовности
экипажа и атомохода в целом. Пульт - это "ум, честь и совесть"
экипажа. Здесь свои лидеры, своя иерархия, свои законы, своя железная
дисциплина. Пульт - это ход корабля. Корабль без хода - это уже не корабль. Это
баржа. Отсюда - роль, значимость и уважение. Именно благодаря пультовикам лодка
дошла до Дохлака в Красном море и по пути отнесла все боевые службы. А сейчас
она возвращалась через Индийский океан в советскую военно-морскую базу Камрань,
что во Вьетнаме.
Не иди в герои, пока не позовут
служебная мудрость
Зима в Приморье голая, холодная и скучная. Словно женский манекен в витрине,
она изрядно поднадоела. Хотелось света и тепла. Головная лодка "Барс"
после предновогодних ходовых испытаний латала резину в открытом доке и была
похожа на кокон морского чудовища. Корпус был окружен строительными лесами,
окутан полиэтиленовой пленкой для поддержания микроклимата, а сверху накрыт
маскировочной сетью, чтобы никто не догадался. Держал эту задранную красавицу
2-й резервный экипаж, прилетевший с Камчатки на замену основному.
Кто ел из моей миски?! Кто спал на моей кровати?!
из РНС (русской народной сказки)
Ну и что тут рассказывать?
Конец экспедиции в честь 40-летия камчатского альпинизма. Десятый день, переход
к последнему этапу - штурму Толбачика. Продукты питания официально съедены еще
вчера, остались только неучтенные. У меня лично их вообще не осталось, если не
считать сала и кирзовых сапог. Помните, в шестидесятых была популярна такая
легенда?
Плавно
Амур свои воды несет... а по нему вниз по течению столь же плавно несет
необычный водный караван. Морской буксир, совершенно не напрягаясь, тащил
открытый док типа "Амур", в котором было что-то старательно спрятано
под маскировочными сетями. В корме дока ютился небольшой речной буксир.
Наставник сверкал белозубой улыбой звезды Голливуда. После окончания обучения
на "большом круге" в Учебном Центре (Сосновый Бор) я давал отходную -
частное представление по поводу своего убытия к новому месту службы своему
учителю и наставнику, ведущему преподавателю Центра. Весь экипаж уже разъехался
по отпускам, и только несколько семей с детьми-школьниками гуляли отпуск без
выезда. Возвращаться из отпуска нужно было уже на Камчатку.
...Ведь от тайги до британских морей - Красная Армия всех сильней!
сл. Л.-Кумача, муз. братьев Покрасс
Обратный путь из Индийского океана в Тихий был уже накатан, легче и обыденней.
При всплытии перед входом в Малаккский пролив нас должен был ждать наш корабль
сопровождения и америкосы. У Сингапура будут массовые съемки нашей субмарины -
как резидентами всех разведок, так и любителями. Будет жарко, но не так, как в
Баб-эль-Мандебском проливе Красного моря. В общем, ничего особенного.