Пятница, 21-07-2017, 14:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Делу - время,
а потехе - час

Реклама на сайте
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » История » Военная история

Как англичане сорвали создание фашистами ядерной бомбы

      Озеро Тинсье (Норвегия)Гонка ядерных вооружений  обычно связывается с противостоянием СССР и США в период холодной войны. И лишь немногие знают, что началась  она гораздо  раньше, в конце тридцатых годов ХХ века, а развязала ее фашистская  Германия. Обладая мощнейшим научным и техническим потенциалом, немцы первыми приступили  к созданию атомной бомбы, опередив на два-три года англичан и американцев.
    Тем не менее, Германия проиграла эту гонку. Почему? Это одна из самых больших загадок Второй мировой войны. Один из ответов  на нее скрывается в холодных водах норвежского озера Тинсье (или Тинсьё).


          Пища для ядерного котла

  Осенью 1939 года управление армейских вооружений, возглавляемое известным физиком Эрихом Шуманом, приступило в рамках уранового проекта к созданию экспериментального реактора или, как тогда говорили, «ядерного котла». К этой работе Шуман привлек таких выдающихся ученых-атомщиков, как Гейзенберг, Вайцзеккер. Ганн.
   Для реализации проекта было необходимо 10 тонн металлического урана и 5 тонн тяжелой воды, используемой в качестве замедлителя цепной реакции. С ураном проблем не было. После захвата Чехословакии в 1939 году в распоряжении Германии оказались Яхимовские урановые рудники. На следующий год, оккупировав Бельгию, нацисты присвоили 1200 тонн рудного концентрата окиси урана из конголезских рудников. Однако промышленное производство тяжелой воды в ту пору было налажено только в Норвегии, в поселке Веморк близ города Рьюкн, при крупной гидроэлектростанции, принадлежащей фирме «Норск-гидро».
    9 апреля 1940 года вермахт захватил мирную Норвегию, 125 лет соблюдавшую нейтралитета. Оккупанты взяли завод в Веморке под усиленную охрану и потребовали резкого увеличения производства тяжелой воды.
    К концу 1941 года  Германия вывезла из Норвегии 361 кг тяжелой воды, а через год - уже 800 кг. И хотя в то время очень немногие понимали стратегическую значимость этого продукта, норвежские подпольщики серьезно восприняли информацию, предоставленную главным инженером завода Йомаром Бруном, и передали ее в Англию.
    Английские спецслужбы пришли к выводу, что завод в Веморке нужно уничтожить во что бы то ни стало. Для этого было два пути: воздушный налет или диверсия. Поскольку небольшой объект, укрытый в фьордах, поразить с воздуха было нелегко, остановились на втором варианте.

          Дорогая немецкая пунктуальность…

      19 ноября 1942 года два четырехмоторных бомбардировщика «Галифакс» с планерами «Хорса» на буксире поднялись в воздух с военного аэродрома Королевских ВВС в Шотландии. В планерах находились 34 коммандос из состава 1-й воздушно-десантной дивизии. Бомбардировщики должны были отбуксировать безмоторные воздушные аппараты к берегам Норвегии, а затем вернуться на базу. Их экипажи имели опыт ночных бомбардировок, но им никогда не приходилось буксировать планеры, тем более в сложных метеоусловиях. Самолеты попали в пургу, сбились с пути, началось обледенение. Один из командиров экипажей растерялся настолько, что дал радиограмму на базу, причем открытым текстом, в которой сообщал о том, что терпит бедствие. Естественно, ее перехватили немцы и переполошились: что делают в норвежском небе английские самолеты?
    Кончилось все очень скверно. Один из самолетов врезался в гору, экипаж погиб, а буксируемый планер потерпел аварию. Из семнадцати десантников погибли четверо. У второго самолета из-за обледенения оборвался буксировочный трос. Планер совершил вынужденную посадку. Из семнадцати десантников уцелели только девять.
    Унося на себе раненых товарищей, они попытались уйти в горы, но были окружены карательным отрядом вермахта. В скоротечном бою почти все англичане погибли. Уцелевших взяли в плен и доставили в комендатуру города Эгерсунд. После краткого допроса, не давшего результатов, с пленными поступили так, как того требовал приказ Гитлера: диверсантов, партизан и саботажников расстреливать на месте. Разъяренные гестаповцы, не проинформированные вовремя об этом происшествии, популярно объяснили военным, что они поторопились с расстрелом, но... после драки кулаками не машут. Выяснить, зачем высадились десантники, так и не удалось, и эта немецкая пунктуальность впоследствии дорого обошлась Третьему рейху.

          Блестящая диверсия
 
      Потерпев неудачу с планерами, англичане вынуждены были согласиться с предложением подпольщиков. На секретной базе началась подготовка диверсантов из бойцов норвежского Сопротивления. На помощь к ним прибыли шестеро парашютистов - подрывников. 27 февраля 1943 года два партизана и два парашютиста пробрались на территорию завода по коммуникационному туннелю. Остальные члены группы прикрывали их, заняв круговую оборону. На цистернах с тяжелой водой была размещена взрывчатка, установлен часовой механизм. Взрыв произошел через 20 минут после того, как группа покинула территорию завода.
    Ущерб оказался огромным. На восстановление производства гитлеровцам потребовалось больше полугода.
    Погибли все запасы тяжелой воды, не отправленные своевременно в Германию. Эта блестящая операция норвежских подпольщиков свела на нет немецкое преимущество в разработке ядерного проекта.

          Тайна парома «Гидро»

      С огромным трудом завод все же был восстановлен. Его стали охранять столь тщательно, что повторение подобной операции стало невозможным. Подпольщики сменили тактику. Они собирали сведения о каждом транспорте со стратегическим грузом и передавали информацию англичанам, а те бомбили суда.
    В ноябре 1943 года на завод был совершен массированный налет союзной авиации, в нем участвовали 140 «летающих крепостей». В течение 33 минут они сбросили 800 бомб. В результате гидроэлектростанция была уничтожена, но установки для производства тяжелой воды, защищенные толстым слоем бетона, практически не пострадали.
    Летающая крепостьИ все же после этого налета фашисты решили вывезти запасы тяжелой воды в Германию. По данным английской разведки, они составляли 15 тонн. Подпольщики получили информацию о том, что 20 февраля 1944 года цистерны с тяжелой водой будут вывозиться на пароме «Гидро» по озеру Тинсье. Передав сведения в Лондон, они получили приказ: во что бы то ни стало взорвать паром. И хотя при этом неминуемо должны были погибнуть мирные жители, бойцы Сопротивления выполнили его. Им удалось заложить мину с часовым механизмом в трюме. В результате взрыва паром затонул в самом глубоком месте озера (около 400 метров), откуда груз поднять было невозможно. При этом в холодной воде погибли 14 мирных жителей.
    В этой истории много непонятного. Прежде всего, английские спецслужбы насторожила легкость, с которой прошла эта операция. Паром охранялся слишком слабо. Впоследствии, по заводским документам, выяснилось, что на «Гидро» было всего полтонны тяжелой воды в бочках.
    Эти данные подтвердились операцией по обследованию затонувшего парома, проведенной в 2006 году норвежскими подводными археологами. Те подняли на поверхность несколько уцелевших бочек, в которых действительно оказалась тяжелая вода. Но ее общее количество, находившееся на пароме, скорее всего, соответствовало заводским документам, а не данным английской разведки.
    Но если на «Гидро» было отправлено всего полтонны тяжелой воды, куда девалось еще 14,5 тонны? Являлась ли погрузка на паром всего лишь отвлекающим маневром немцев? Как в таком случае они намеревались переправить в Германию остальной груз? Удалось ли им это сделать? Или сведения об этих 15 тоннах, готовившихся к отправке в Германию, - всего лишь дезинформация? Ответы на эти вопросы пока не найдены.
    Но непреложным остается один факт: нацистам так и не удалось получить пять тонн тяжелой воды, необходимой для запуска ядерного реактора. Если бы Германия создала атомную бомбу, итоги Второй мировой войны были бы совершенно иными. Впрочем, история не признает сослагательного наклонения.
 
    Автор: Николай Медведев
    Источник: журнал «Тайны XX века» , № 50 – 2009.

    Наша справка:
    «Тяжелая вода» - тяжеловодородная вода или  оксид дейтерия D2O. Является прекрасным замедлителем нейтронов и потому может быть использована в ядерных реакторах.
    Ее производство очень энергоемко. Для получения 1 т D2O необходимо переработать 40 000 т воды, израсходовав  при этом 60 млн. кВт/ч электроэнергии (к примеру, столько же энергии уходит на выплавку 3000 т алюминия).
    Стоимость D2O высока – по разным данным, от 20 до 250 долларов за литр.
    Для заполнения современного ядерного реактора требуется 100 - 200 т тяжелой воды чистотой не менее 99,8%.  

Категория: Военная история | Добавил: cap2 (14-11-2013)
Просмотров: 2675 | Теги: озеро, вода, бомба, война, корабль, самолет, немцы | Рейтинг: 2.0/4
Поделиться с друзьями
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Нравится ли Вам современный юмор
Всего ответов: 395
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Поиск