Четверг, 17-08-2017, 09:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Делу - время,
а потехе - час

Реклама на сайте
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Морские истории » Морские истории и байки

Флотоводцы и адмиралы о военно-морской службе

      Петр I (Великий) много сделал для строительства  российского флота, который сыграл важную роль для получения доступа к морям: Каспийскому,  Черному  и Балтийскому.
    20 (30) октября 1696 г. царь Петр I «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.
    (О зарождении и становлении российского флота можно прочитать статью  «Регулярный военный флот Петра Великого: Введение» на сайте  «Флот», адрес:  http://flot.com/history/io1.htm. Авторы: кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга  В.Н. Краснов и кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал  Е.А. Шитиков).

      Петр I:
    * Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу.
    * Больше побеждает разум и искусство, нежели множество.
    * Бояться несчастья - не видать и счастья.
    * Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те то кто одну руку имеют, а имеющие и флот - обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда.
    * Был бы флот, а гавани найдутся.
    * В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены.
    * Во всех... случаях иметь добрый распорядок и заранее пушкарям о всем внушать и стрелять как возможно скоро, однако ж с доброго прицельного, дабы действительны были выстрелы, а не один гром.

*   *   *  

      Вице - адмирал  Соймонов Фёдор Иванович (1692 1780),  русский учёный-гидрограф и географ, генерал-кригскомиссар, участник морских боев  против шведов во время Северной войны 1700— 1721. Автор первой русской печатной карты (1720). В 1740 был обвинён в измене и приговорён к смертной казни, замененная затем ссылкой на вечную каторгу в Охотск. В 1742 оправдан. Один из организаторов плаваний в Тихом океане. В 1757— 1763 сибирский генерал - губернатор.

    Вице - адмирал Ф.И. Соймонов:
    * Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия.

*   *   *  

        Про адмирала Федора Федоровича Ушакова можно прочитать на сайте  в материале   «Русский флотоводец адмирал Ушаков»

    Адмирал Ф.Ф.Ушаков:
      * Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.
    * Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.
    * В случаю бою, должен капитан или командующий кораблем не токмо сам мужественно против неприятеля битца, но и людей тому судами... Многие суда неприятельские загнаны на берег, затоплены, а некоторые сожжены, бегущего неприятеля люди во множестве побиты и потоплены...
     (Из донесения о сражении с турецким флотом при мысе Калиакрия 31 июля 1791 г.)

*   *   *  

        Адмирал Мордвинов Николай Семенович (1754-1845), участник второй турецкой войны и осады Очакова,   первый военно-морской Министр Императорского Флота России

    Адмирал Н.С. Мордвинов:
      * Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.
    *...Вечное существовать будет препинание просвещению в России, доколе чинам, а не уму и способностям присваиваться будут места и почести, сопряженные с оными... Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными к занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин.

*   *   *  

      Адмирал  Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831), талантливый русский флотоводец, ученик адмирала Ф.Ф. Ушакова. Участвовал в строительстве Севастопольского порта, в 1806-1807 годах - главнокомандующий российскими морскими и сухопутными силами в Средиземноморье, в  Афонском сражении 19 июня 1807 г. разгромил превосходящие турецкие силы.

    Адмирал Д.Н. Сенявин:
    * Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров. - сост.), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.  

*   *   *  

      Адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846), активный сторонник освоения Дальнего Востока,  организатор и участник первого русского   кругосветного плавания.

      Адмирал И.Ф. Крузенштерн:
    * Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.  

*   *   *  

      Адмирал Литке Федор Петрович  (1797-1882), граф, географ и гидрограф, исследователь Новой Земли, Берингова моря, Камчатки, Каролинского и Марианского архипелагов, основатель Русского Географического общества, президент Российской Академии Наук.

    Адмирал Ф.Л. Литке:
    * В морских делах не следует жертвовать удобствами, даже малейшими, для красы.  

*   *   *  

      Вице-адмирал  Иван Федорович Лихачев (1826-1907), участник обороны Севастополя,  кругосветный мореплаватель, публицист, первым в России высказал идею создания морского генерального штаба.

      Вице-адмирал И.Ф. Лихачев:
    *...В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход.
    * В наш век нескончаемых усовершенствований и преобразований в морском искусстве единственное средство не быть позади других - это стремиться быть впереди всех.
    * Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения, ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от "спасования" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!
     (Дело о гибели броненосца "Гангут" 12 июня 1897 г. около Транзунда.)

*   *   *  

      Вице-адмирал В.А. Корнилов (1806-1854), участник Наваринского сражения 1827 и Русско-турецкой войны 1828-29 годов. С 1849 г. — начальник штаба, с 1851 г.— фактический командующий Черноморским флотом.В Крымскую войну — один из руководителей Севастопольской обороны. Смертельно ранен на Малаховом кургане.

    Вице-адмирал В.А.Корнилов:
    * Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении.  

*   *   *  

 
      Адмирал  Нахимов Павел Степанович (1802–1855), российский флотоводец, герой Севастопольской обороны, человек-легенда.

      Адмирал П.С. Нахимов:
    * Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.
    * В заключении я выскажу свою мысль, что все предварительные наставления, при переменившихся обстоятельствах, могут затруднять командира, знающего свое дело, и потому я представляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг... Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота, от них зависит оправдать ожидание.
     (Перед Синопским боем.)
    *...В морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.
    * В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершено уверен, что каждый из нас сделает свое дело...

*   *   *  

      Адмирал  Шанц, Иван Иванович фон (1802 – 1879), член Адмиралтейств-совета,  на  военном транспорте «Америка»  совершил кругосветное плавание с заходом на Камчатку. Принимал активное участие  в разработке и строительстве  колесных пароходов, корветов, шхун и яхт, многие из которых были построены по его чертежам.

    Адмирал  И.И. Шанц:
    * Военный корабль, подобно дамским часам, никак еще не доводился до степени совершенной исправности.  

*   *   *  

    Адмирал Шестаков Иван Алексеевич (1820 - 1888), член Государственного совета, одиннадцатый морской министр (управляющий морским министерством), много сделавший для развития  отечественного военно-морского флота.

      Адмирал И.Е. Шестаков:
    * Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое.

*   *   *  

      Адмирал Бутаков   Григорий Иванович (1820-1882),  служивший на флоте в период перехода от парусного к паровому броненосному флоту, не только на практике руководил первыми боевыми действиями паровых судов, но и создал признанную в мире тактику их использования.

    Адмирал Г.И. Бутаков:
    * Будем гоняться не за тем, чтоб в отчетных ведомостях о пальбе у нас стояли высокие проценты попавших ядер, а употребим все старания, чтоб пальба наша подходила возможно более к тем условиям, которые предстоят в действительном бою, т.е. будем стрелять с неопределенных заранее расстояний и в движущиеся предметы.
   *...В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать.
   * В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в котором нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы.
     *...В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны.

*   *   *  

      Адмирал Григорович Иван Константинович (1853 - 1930), командир порта Порт-Артур во время русско-японской войны (1904 – 05 гг.), последний морской министр Российской империи.

      Адмирал Д.В. Григорович:
    * В морской службе человек не кусок, не пешка; от него требуется знание тысячи технических терминов и без того уже очень затруднительных, требуется на каждом шагу личное, быстрое соображение; от одного слова, не понятного матросам, часто зависит неудача важного маневра...

*   *   *  

      Адмирал  Иван Григорьевич Бубнов (1872-1919). Российский ученый-кораблестроитель, профессор, с 1901 года  строитель, руководитель испытаний и сдачи первой отечественной лодки «Дельфин» на Балтийском заводе.

    Адмирал И.Г. Бубнов:
    * В большинстве случаев при решении технических вопросов приходится опираться на законы не вполне точные, делать допущения, не вполне согласные с истиной, почему все ответы, получаемые этим путем, не отличаются тою категоричность, которая характеризует метод чисто академический. Поэтому здесь весьма важно предварительно взвесить, какое влияния оказывают на окончательный результат допущенные гипотезы, какую погрешность в результате введут отброшенные нами факторы и пр., помятуя, что всякому результату должно придавать ценность лишь в той мере, в какой сделанные при выводе допущения соответствуют истине.

*   *   *  

      Адмирал-инженер Л.С. Берг (возможно, это инженер-адмирал Берг А. И.,  т.к. поиск адмирала-инженера Л.С. Берг в интернете результата не дал).
    Инженер-адмирал Берг Аксель Иванович (1893-1979), академик АН СССР,  Герой Социалистического Труда. Активный участник решения основных  проблем развития радиоэлектроники  в СССР. Инициатор и руководитель исследований по кибернетике и её приложениям.

    Инженер-адмирал А.И. Берг:
    * В науке всякий метод (т.е. путь к истине) хорош, если он ведет к цели. Если помогает математика, наука обращается к ней, если нет - пользуется другими методами.  

*   *   *  

      Вице-адмирал Макаров Сергей Осипович (1849 – 1904), ученый, географ  и флотоводец. Разработчик теории непотопляемости корабля, ратовал за использование ледоколов для освоения Северного морского пути, изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки», по нынешней терминологии - бронебойные наконечники). Во время  русско-японской войны руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура. Погиб на  броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.

    Адмирал С.О. Макаров:
    * Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому что чем же, как не любовью можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой "Константин", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.
    * Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка.
    * Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.
    * Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.
    * В бою размышлять некогда. Выворачивайте смело весь свой запас знаний, опытности, предприимчивости. Старайтесь сделать все, что можете. Невозможное останется невозможным, но все возможное должно быть сделано. Главное, чтобы все... прониклись сознанием всей огромности возложенной на нас задачи, сознали всю тяжесть ответственности, которую самый маленький чин несет перед Родиной.
    * В море - дома, на берегу - в гостях.
    *...В море все зависит от капитана; от него зависит здоровье и дух команды, которая всегда бодра, когда видит о себе постоянную заботливость и перед глазами знание своего дела, начиная от командира и кончая последним гардемарином.
    * В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии. Там обыкновенно дело начинается исподволь, люди умеют осмотреться: тут же при современных огромных скоростях, счет времени надо делать не часами, а секундами. Пять секунд раньше положил руль на борт, вы тараните, пять секунд позже - вас таранят.
    * В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии.
    * Весь дисциплинарный устав полностью убирается в одну фразу присяги: «не только за страх, но и за совесть».
    * Во время аварии происходят такие события, которые большинству случается видеть в первый раз. От выбора того или другого решения, от отдания того или другого приказания зависит судьба судна, а между тем распоряжения эти приходится каждому участнику делать в первый раз; в действительности же можно рассчитывать на искусство распорядителя лишь тогда, когда он делает привычное ему дело.
    * Военный человек в любой обстановке должен уметь и поесть и поспать. Это тоже искусство, которое нужно в себе воспитать. Какой толк, что иной от усердия три ночи не смыкает глаз; ну, он тогда никуда и не годится. Тот хорош, кто при самом спешном деле сумеет выспаться.
    * Военный флот существует для войны, и сопряженные с большими расходами плавания судов в мирное время свершаются для того, чтобы подготовить к войне личный состав... Если во время плавания условие это не соблюдается, то плавание не приносит желаемой пользы.
    * Помни войну!  

*   *   *  

      Адмирал Флота Советского Союза  Кузнецов Николай Герасимович  (1904 -1974) -  советский военно-морской деятель, возглавлял советский ВМФ  (как Народный комиссар Военно-морского флота (1939—1946), Военно-морской Министр (1951—1953) и Главнокомандующий.

    Адмирал Н.Г. Кузнецов:
    * Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.
    * В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

*   *   *  

      Адмирал Джон  Джервис (1735 - 1823), участвовал во многих морских сражениях.

      Адмирал Дж. Джервис:
    * В молодцеватой внешности кроется залог бодрости духа, а, следовательно, и успеха в бою.  

*   *   *  

      Адмирал Жюрьен де ла Гравьер (фр. Jean-Baptiste-Edmond Jurien de la Gravière; 1812-1892) - известный французский моряк, член Французской академии. Командуя эскадрой Средиземного моря, провёл коренные преобразования её внутренней организации. В 1871 назначен директором депо карт и планов флота и инспектором флота. Издал много трудов по истории военно-морского искусства. Его книгу «Война на море – Эпоха Нельсона», можно найти в интернете.

    Адмирал Журьен де ла Гравьер:
    * Бойтесь, чтобы будущее не застало вас врасплох. Не следуйте примеру тех евангельских дев, у которых не хватило масла в светильниках, когда пришел жених. Бдите, потому что кто знает, когда настанет момент, когда вам скажут: "час близок". Бдите и тщательно сохраняйте ваши великие учреждения.
   
*   *   *  

    Гросс – адмирал Альфред фон Тирпиц (нем. Alfred von Tirpitz) (1849 -1930) -  германский военно-морской деятель, командующий  немецким флотом.

    Адмирал А.фон Тирпиц:
    * В каждом морском бою наступает психологический момент, когда одна сторона приходит к выводу, что "враги тонут, а мы нет, враги горят, а мы нет", после чего эта сторона больше не несет потерь, а противник теряет все.

<< Предыдущий   Морские истории и рассказы   Следующий >>
 

Категория: Морские истории и байки | Добавил: cap2 (26-09-2013)
Просмотров: 2352 | Теги: море, бой, адмирал, матрос, корабль | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться с друзьями
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Нравится ли Вам современный юмор
Всего ответов: 402
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск