Среда, 20-09-2017, 22:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Делу - время,
а потехе - час

Реклама на сайте
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Морские истории » Морские истории и байки

Берите петуха в море

     Однажды  известный  мореплаватель Василий Головин, отправляясь в  плавание, захватил  с собой  живого петуха.
   - 3ачем  вам эта птица? – спросили  моряка провожающие его друзы. – Или  ваши  матросы неточно от6ивают склянки?
   - Со склянками нет никаких  конфузий! - возмутился Головин и до6авил  не без ностальгической грусти:
   -  А оный Петя своим рассветным пением зело напоминает  мне о покинутой земле  и отчем доме...
   С давних времен  спутниками  моряков в дальних скитаниях  по морям  чаще всего становились кошка или петух. Такой выбор не случаен. У многих  народов они были  носителями  дурных и счастливых примет, принимали участие в различных ритуалах и  обычаях  и даже, в зависимости от обстоятельств, могли повлиять на судьбу моряков  или их судна.
   Начиналось все с закладки киля. Это важное событие было издавна регламентировано  определенными та6у и  таинствами. Один  из запретов гласил, что при закладке  киля вблизи не должно быть кошек,  со6ак, кроликов - каких-либо животных, «покрытых шерстью». Суеверие предостерегало, что в них очень часто любят превращаться  колдуны и ведьмы, которые могут «сглазить»  будущее судно, а вот крик петуха в этот момент  считался весьма желанным предзнаменованием, ведь еще в античной мифологии, а позднее в христианских легендах  и поверьях петух ассоциировался с рождением света, зарождением новой жизни. Древние свято  верили, что эта птица отсчитывает время,  а пением  отпугивает демонов ночи.
      Корабелы разных наций прятали кости и перья петуха под палубой или в корпусе судна - это было надежным средством от нежелательного вселения на судно злых духов. Часто для этих целей рисовали изображение петуха на мачтах, переборках, предметах быта моряков. Рисунки  также якобы также  предохраняли от огня и молний.
   У многих  народов  спуск судна на воду не обходился  без «могущественного» петуха: испанцы и португальцы окропляли его  не только  святой водой,  но и петушиной кровью.
     У  русских  мореходов  был обычай – по  построенному судну  первой должна пройти кошка. Этим преследовалась цель изгнать всю нечистую силу, которая уже успела обосноваться  в корабельных уголках.
   Но вот «судно спущено, сдано Богу на руки»...  Кроме надежды на Бога, у моряков имелись  свои проверенные средства, помогающие снискать расположение госпожи  Фортуны. Например, морским  опытом было  «доказано», что  удача сопутствует судну, в штате которого числится кошка.
    На протяжении многовековой истории мореплавания «авторитет»  кошек то поднимался до святости, то падал до «исчадия ада». Известно, что одомашнивание  кошки начиналось еще в древнем Египте. Тогда же ее стали держать на торговых судах. В эпоху Византийской империи между капитанами  и арендаторами судов заключались специальные договоры. В них был специальный  пункт,  где  оговаривалось, что если в пути товар повреждали крысы, а капитан не имел на борту  котов-крысоловов,  то ущерб  возмещался из его  личных сбережений. Кроме экономической заинтересованности,  кошки  служили морякам как своеобразные живые барометры, по которым  можно  предсказать  изменение  в погоде.
   Начиная  с X – XI  веков у английских  мореходов и рыбаков  особой популярностью пользовались коты и кошки  исключительно  черной  масти. Их присутствие на судне считалось залогом безопасного и прибыльного плавания. Вера моряков  в  могущество кошек была свята.
   Поэтому во  время кораблекрушения  они в первую  очередь спасали их, а уж потом сбои пожитки. Обидеть  животное  значило   навлечь  на   судно  беду или даже гибель.
   Английские законы определяли  возрастную и  породистую стоимость представителей кошачьего племени и наказание за жестокое обращение с ними.  Со временем  матросы в знак особого уважения к священному корабельному животному, а также как символ надежды и удачи, стали татуировать сбое тело  его изображением. В  доме каждого уважающего себя  моряка жила черная кошка. Домашние надеялись, что это поможет спасти их мужей и сыновей от всех морских бед.
   С кошкой связано  много других суеверий. К примеру, в семьях латышских рыбаков считалось, что если кошка на закате  обходит комнату с  севера на юг,  значит, утром надо ждать  возвращения мужчин с промысла. Скандинавские жители верили, что  если  кошка беспричинно мяукает, то моряки попали в  туман,  а если когтями царапает стену  - в шторм.
   Китайцы  тоже были неравнодушны к этим животным. Кошка обозначалась иероглифом «мао»  и  представляло собой символ долголетия, что  для  морской жизни  немаловажно. Поэтому  этот иероглиф рисовали на парусах,  переборках, циновках.
   У японцев само слово  - «кошка» - «нэко» -  в море  являлось табу. Произнести  запретное слово значило  разозлить  ветреных богов. Не смотря на такие сложности в отношении к  животному, ни одно японское судно не  отправлялось  в плавание без кошки... обязательно рыжего цвета. Если  рыбаки попадали в  опасный шторм, то для умилостивления  разъяренной стихии  кормчий  вы6расывал «неудачливую»  кошку  за борт.
   Со временем, благодаря  влиянию насаждаемых церковью религиозных предрассудков, у многих европейских народов  сложилось представление, что всякие беды происходят  исключительно   по вине черных  кошек. Это суеверие постепенно проникло  и в морскую среду. Так,  у  американских  китобоев появился  зловещий термин – «черный кот».  Им  называли судно, над которым  висит проклятие, и поэтому  оно всегда возвращается в  порт с неполным экипажем – кто-нибудь   из матросов погибает в рейсе.
   Конкурентами кошек в морских суевериях издавна были петухи. Их не выбрасывали  за борт в шторм, не съедали в голодные дни – они, как  признанные всеми  «вестники богов»,  считались  защитниками судна от различных неприятностей. Причем больше  ценились петухи ярко – красной расцветки. Дело в том, что  красный цвет – цвет солнца,  цвет  жизни, цвет  крови, - считался исключительно средством для устрашения  колдунов и ведьм. Но,  кроме раскраски,  немаловажным качеством были голосовые данные   корабельного петуха. О значимости громкого петушиного пения повествуют  многие  христианские легенды. В одной из них  Христос воскрес после пения  петухов, в другой петух вещал  людям  о будущем,  в третьей  предупреждал об опасности.  Это последнее его свойство  особо почиталось моряками.
   Сказание норвежцев – потомков викингов – более подробно разъясняют роль  петуха в море. Оказывается, что только его громкий  крик  может заставить исчезнуть видение мифической шхуны «Королева Берта», с «мачтами из костей, парусами из теней и  командой из утонувших моряков». Этот дьявольский призрак сулил морякам огромные несчастья. Поэтому более благоразумные из них старались иметь на судне штатного горластого петуха - сторожа.
   Значение  его пения  у разных народов трактовалось  по-разному. К примеру,  наших соотечественников неожиданный крик петуха ночью предвещал смерть  близкого человека. А вот  у   индейцев и   японцев это служило хорошим знаком  - скоро вернутся  рыбаки.
   В наш просвещенный век большинство предрассудков  и суеверий  безвозвратно исчезли,  а рассказы о них воспринимаются  как любопытные факты из истории далекого морского  прошлого. Никто уже не верит в пророчество крика «вестника  богов» - петуха. с меньшим почтением  относятся  и  «символу   надежды» - кошке.  И все же на многих судах  и ныне безбоязненно живут  разномастные  коты и кошки,  а также горластые петухи, как дань памяти вековым морским традициям, как напоминание о домашнем уюте и вечной любви к нашим меньшим братьям.

   Автор: Н. Каланов.
   Источник:  газета ТОФ «Боевая вахта» от 5.10.1991 г.

<< Предыдущий   Морские истории и рассказы   Следующий >>
 

   
Категория: Морские истории и байки | Добавил: cap2 (13-01-2012)
Просмотров: 2408 | Теги: Моряк, петух, мореходы, море, корабль | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться с друзьями
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Нравится ли Вам современный юмор
Всего ответов: 408
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск