Идет торговое судно. Рядом всплывает подводная лодка. Из открывшегося люка появляется пьяный подводник и кричит: - Эй кэп, где здесь Дарданеллы? - Зюйд-Зюйд-Вест держи. - Что ты мне зюзюкаешь, ты мне пальцем покажи.
Большинство людей на вопрос: «Катастрофа какого корабля унесла самое большое количество
человеческих жизней?» без долгих
размышлений ответят: «Гибель «Титаника»,
и будут неправы...
Люди часто
связывают одно драматическое событие с другим. Буря, град, ураган и даже очень
уж холодная зима порой отождествляются в их сознании с грядущими катаклизмами в
экономике и политике, войнами и революциями. Может быть, это и совпадение, но
несчастливые приметы частенько сбываются, причем сбываются самым что ни на есть
роковым образом. Как бы там ни было, многие видят в этом несомненную связь...
Об авторе: Капитан
второго ранга Рихтер Борис Михайлович до
1988 года служил в Военно-Морском
Флоте. Последняя должность - командир
пограничного сторожевого корабля «Дзержинский». С 1988 года
- создатель и первый директор Брестского клуба юных моряков (с сентября 2011 года - государственное учреждение образования «Центр юных моряков
с флотилией г. Бреста»).
Сегодня поговорим о так называемых приметах
погоды. Приметы эти в основном имеют фольклорно-легендарный опенок. «Ты, сынок,
слушай, что старожилы говорят: если грачи на Вознесенье кричат громко и при
этом лягушки в ночь не квакают, быть лету дождливому, а осени ранней. Старики
врать не будут, по-другому сроду не было!» Считается, что часто приметы
сбываются. Или (другая модификация, если так можно выразиться, этого мнения),
что раньше они сбывались почти всегда,
но вот-де климат изменился, поэтому теперь все уже не так. Многовековой опыт
наблюдательных предков пошел насмарку. Мы поставим под сомнение это мнение.
Однако об этом ниже.
С давних времен среди моряков
разных стран ходили поговорки и приметы, являющиеся обобщениями наблюдений за
морем, атмосферой и небесными светилами. Эти присказки, зачастую зарифмованные
для лучшего запоминания, живы и по сей день. Автором переводов многих таких
стихов с английского и других языков был Д. А. Лухманов.
Петр
I (Великий) много сделал для строительства российского флота, который сыграл важную роль
для получения доступа к морям: Каспийскому,
Черному и Балтийскому. 20
(30) октября 1696 г. царь Петр I «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» -
государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С
тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.
Гром грянул, когда Каспийская
флотилия, куда я был направлен после выпуска из училища на стажировку, получила
суровый приказ – «Идти в Одессу на боевое траление!». Мать честная! В Одессу-маму, где
«все биндюжники вставали, когда в пивную он входил!» - как пел артист Бернес.
Это же мечта, об исполнении которой страшно было раньше и подумать. Во-первых,
Чёрное море со своей теплынью и пляжами! Во-вторых, Одесса с самыми красивыми
девочками нашей любимой Родины, как говорили тёртые в бурях мариманы!
Федор Фёдорович Ушаков родился в
фамильном имении в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции
Московской губернии в семье небогатого помещика. В 1766 году окончил Морской
шляхетский кадетский корпус. Флотскую офицерскую службу начал на Балтике. Во
время первой Русско-турецкой войны 1768-1774 годов командовал разными судами в
Азовском море и участвовал в обороне берегов Крыма.
Когда Китай освободился от японских
захватчиков и стал народной республикой, а случилось это в октябре 1949 года, Советский Союз стал
активно помогать китайцам строить социализм. Помощь оказывалась и в военной
области – начались поставки военной техники. Многие наши военные специалисты в эти годы оказались в КНР,
обучая тамошних военных. Среди них был и офицер советских ВМФ (фамилию его я, к
сожалению, забыл), который затем стал преподавателем военно-морского училища в
Севастополе, где я учился. Он то и рассказал про приключения наших военных
моряков в Китае, которые я хочу вам
поведать.